Интервью Президента ОАО «АВТОВАЗ» информационному агентству «ИТАР-ТАСС»

14 июля 2014|Новости ПАО «АВТОВАЗ»

Бу Инге Андерссон: "Несмотря на наших партнеров в лице Renault и Nissan, мы концентрируемся на бренде LADA, и наша цель - 20% российского рынка."

Интервью Президента ОАО «АВТОВАЗ» информационному агентству «ИТАР-ТАСС»

- «АВТОВАЗ» за последние годы сократил долю рынка с 45% в 2006 году до 30% уже с учетом автомобилей Renault и Nissan, но остается лидером продаж в России. Процессы, которые привели к снижению доли, необратимы? На какое место на российском авторынке вы рассчитываете в долгосрочной перспективе и что мешает сейчас "АВТОВАЗу"? 

- Несмотря на наших партнеров в лице Renault и Nissan, мы концентрируемся на бренде LADA, и наша цель - 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели. Сейчас мы представляем автомобиль LADA Granta лифтбек - это не совсем новая модель, но этот автомобиль намного лучше, чем первоначальная версия автомобиля LADA Granta. В ближайшие два года мы запустим три совершенно новые модели. В 2015 году мы запустим продажи LADA Vesta, затем будет LADA X-ray - ее продажи начнутся в начале 2016 года, а после этого появится LADA X-ray Cross. Вот тогда наши машины займут 20% российского авторынка. Это минимум.    

- На падающем российском рынке только две категории автомобилей показывают уверенный рост - это автомобили премиум-класса и внедорожники. И если премиум-сегмент не задача для «АВТОВАЗа», то не считаете ли вы, что наличие одной LADA 4х4 приводит к тому, что компания теряет доступную нишу?

- Это пока так развивается ситуация с премиум-брендами, но она изменится. Что касается нашей продукции, то очень важно понимать, что мы продаемся в России в 82 регионах. И везде покупатели разные, поэтому мы, прежде всего, фокусируемся на маркетинге. Направление внедорожников нам не представляется приоритетным, поскольку тенденции приходят и уходят, а для нас самое важное - уделять внимание потребителям и предлагать лучшую цену за предлагаемое качество. И у нас всегда будет лучшая цена. Наши автомобили легко ремонтировать и запчасти всегда в наличии и, в общем-то, доступные по цене. Самый большой вызов для нас вернуть положительный имидж, поэтому мы проводим много выездных мероприятий, рекламных акций, где я выступаю хозяином мероприятия. В прошлые выходные мы были в Казани, еще раньше - в Красноярске, и мы намерены охватить большинство наших городов, чтобы вернуть бренду LADA положительный имидж.

- Не все модели LADA продаются в комплектации «автомат», только LADA Kalina и LADA Granta. Как считаете, есть ли смысл ставить автоматическую коробку передач на весь модельный ряд «АВТОВАЗа»?

- Все покупатели разные, и вкусы у них разные. Сегодня мы предлагаем и механическую коробку передач, и «автомат», а в сентябре мы запускаем нашу собственную роботизированную коробку передач. С 1 июля мы перешли на продажи только по предзаказу. Мы продаем машину в том виде и в той комплектации, которую заказывает потребитель - в интересующем его цвете, с кондиционером или без, с окраской металлик или без, с ABS или без ABS.

- Как вы планируете выстраивать производственный процесс на площадках в Ижевске и Тольятти? Как модели LADA и Альянса Renault-Nissan будут распределяться между площадками?

- Тольятти - это большая заводская площадка. Для сравнения: за вчерашний день мы в Тольятти произвели 2,4 тыс. автомобилей, а в Ижевске 350 автомобилей. Мы очень много обсуждали вопрос распределения моделей и пришли к выводу, что автомобили с большими объемами производства будут всегда производиться в Тольятти, а автомобили с маленькими объемами - в Ижевске. А для того чтобы поставщикам было удобнее работать с нами, я не хочу один и тот же автомобиль производить на двух площадках.

- LADA до середины 2013 года выпускалась в Египте, потом производство было прекращено, теперь начались переговоры о возобновлении сборки в этой стране. Какие планы по экспансии на зарубежные рынки? Ограничиваются ли они только Египтом?

- Российский рынок для нас всегда остается в приоритете. Если вы не можете достичь успеха на собственном рынке, то вы не сможете экспортировать. Крупнейший экспортный рынок для нас - это Казахстан, затем идут остальные страны СНГ, и только затем - за пределами рынка СНГ. Мы сейчас рассматриваем десять государств, в которые наш экспорт может быть успешным. Египет будет одной из этих стран.

- Недавно в Госдуме обсуждались вопросы по поддержке автопрома, в основном Минпромторг делал упор на госзакупки и технику на газомоторном топливе. Какие меры поддержки требуются «АВТОВАЗу», вы обращались в министерство?

- Я работал в десяти странах, и я сказал бы, что российское правительство оказывает весьма серьезную поддержку автопрому. ОАО «АВТОВАЗ» предстоит большая работа, и мне понадобится моральная поддержка. Для меня этого достаточно.

- Другие российские производители просят и финансовой поддержки тоже...

- Я считаю, что у нас больше возможностей, чем у них.

- "АВТОВАЗ" объявил о сокращениях в этом году. Это стало основным пунктом программы по снижению издержек. Каких результатов вы ожидаете от программы и позволит ли это компании выйти на безубыточность?

- В январе в рамках программы по сокращению издержек мы начали работать по 20 различным направлениям. Самый болезненный из вопросов - это сокращение персонала, которое связано, в том числе с сокращением производства на 50 тыс. автомобилей. Здесь мы тесно сотрудничаем с губернскими властями, с мэрией. Никто из высвобождаемых людей не будет брошен. Каждого мы пытаемся трудоустроить. Кроме того, значительная часть людей покинет завод в результате естественной убыли. Многие будут переведены внутри завода на площадки, где есть необходимость в специалистах. Параллельно мы сокращаем издержки и по другим направлениям - работаем с поставщиками, сокращаем складские запасы, уплотняем наши московские офисы. Раньше у нас в Москве было два офиса, теперь только один. Там у нас было больше 50 человек штата, теперь 11 человек, было 25 автомобилей, теперь мы продали все машины, помимо автомобилей бренда LADA. Мы получаем определенную прибыль и за счет высвобождения территорий.

- Вы сохраняете свои операционные и финансовые прогнозы на 2014 год, несмотря на ухудшающуюся ситуацию на российском рынке?

- Да, прогнозы сохраняются, и неожиданностей мы не видим. Мы увеличиваем производительность и уменьшаем себестоимость, чтобы идти в рамках плана. Качество наших автомобилей по сравнению с прошлым годом выросло на 25%. И в этом заслуга коллектива ОАО «АВТОВАЗ».

- На чемпионате мира по кузовным автогонкам выступает команда LADA Sport LUKOIL, которая гоняется на автомобилях LADA Granta. Вы следите за их выступлениями? Какую роль играет «АВТОВАЗ» в этих соревнованиях?

- Спортивные гонки - это правильный подход  для ОАО «АВТОВАЗ», у нас много болельщиков и людей, которые поддерживают эти спортивные мероприятия. Так что гонки - это правильно. Главное - их выигрывать. И на Московском автосалоне среди прочего вы увидите концепт гоночного автомобиля LADA Vesta для участия в гонках WTCC (World Touring Car Championship, чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях - ИТАР-ТАСС).

- Какие еще строите планы на Московский автосалон?

- На самом автосалоне мы покажем три новых автомобиля. Вы будете удивлены, потому что это будут машины, которые уже в производстве. Будут и концепт-кары.