Интервью Президента ОАО «АВТОВАЗ» телеканалу ВАЗ-ТВ

30 апреля 2014|Новости ПАО «АВТОВАЗ»

Президент ОАО «АВТОВАЗ» дал интервью программе "Обозреватель" телеканала ВАЗ-ТВ, приуроченное к ста дням его пребывания на посту руководителя компании.

Интервью Президента ОАО «АВТОВАЗ» телеканалу ВАЗ-ТВ

Господин Андерссон, расскажите, что было сделано в первом квартале 2014 года?

Во-первых, я узнал, что на ОАО «АВТОВАЗ» работают очень хорошие люди. Во-вторых, в первом квартале мы показали очень неплохие операционные показатели. Мы улучшили качество собственной продукции, а также продукции Альянса Renault-Nissan. Мы выполнили наш производственный план, произвели сто тысяч автомобилей LADA, 15 тысяч автомобилей для Альянса. И это – новый рекорд! Я также хотел бы поблагодарить профсоюзную организацию завода и ее руководителя г-на Зайцева за мощную поддержку. Это все аспекты, которые помогли нам получить положительные результаты в первом квартале.

Основное разочарование первого квартала – финансы. Мы потеряли 3,1 миллиарда рублей. На каждого сотрудника - 50 тысяч рублей, что неприемлемо. Продажи были неудовлетворительными. Наша команда по закупкам приложила все усилия, чтобы получить положительные результаты, но мы не смогли выйти на запланированные цифры, и на начало года у нас скопилось достаточное количество авто на площадке. Также эффективность поставщиков и закупок не оправдали ожиданий. То есть в целом мы получили положительные операционные результаты, но отрицательный финансовый итог.

На чем необходимо сфокусировать внимание во втором квартале 2014 года?

Во втором квартале предстоит сделать очень много. Во-первых, необходимо продолжать работу над новыми продуктами. Очевидно, что некоторые наши продукты устарели, поэтому необходимо запустить LADA Granta хэтчбек, продолжать работу над LADA Vesta и мы всё еще успеваем с разработкой «X-RAY кросс».

Второе, над чем необходимо работать – это продажи.

Третье – производство. Необходимо продолжать развивать обороты. Но я хотел бы сказать, что удовлетворен производственной командой, в ней работают профессионалы. 

Четвертое - нам необходимо работать над закупками. Это очень сложное задание. Как мне кажется, поставщики не совсем понимают, что нам необходимо. А это улица с двухсторонним движением… Мы должны быть партнерами, работать продуктивно.

Пятое – необходимо работать над сокращением затрат. Не всем это нравится, как и мне, но делать это необходимо. Нам необходимо увеличивать рабочий капитал.

Вот пять аспектов, над которыми мы должны работать, как одна команда. Работать каждый день. Я знаю, что не всем нравится так много работать, но у нас нет выбора.

Господин Андерссон, скажите, почему такое большое внимание следует уделять корпоративной культуре завода?

Корпоративная культура должна быть основана на уважении к каждому человеку. Важно, чтобы каждый человек здесь был уважаем, понимал, что занимается ценным делом. Важно, чтобы молодежь хотела работать на ОАО «АВТОВАЗ». Нужно гордиться своей компанией. В тех компаниях, где удается повысить культуру - люди работают лучше. И это в целом улучшает ситуацию.

В одном из интервью вы сравнили ОАО «АВТОВАЗ» с АЭРОФЛОТОМ, который сначала вас разочаровал, но затем стал успешной компанией. И вы сказали, что хотите сделать то же, что сделал АЭРОФЛОТ. От чего зависит успех ОАО «АВТОВАЗ»?

Мы можем достичь того же – быть ориентированными на клиента. С продукцией LADA мы всегда сможем предложить качество и приемлемые цены. Но люди должны гордиться тем, чем они обладают. Покупатели автомобилей LADA должны объяснять своим домочадцам и друзьям, почему они приобрели именно этот автомобиль. Иначе люди подумают, что они просто не смогли позволить себе что-либо другое. Именно об этом мы должны думать.

Совсем недавно в Москве вы получили награду «Лучший автомобиль в России 2014 года». Скажите, что для вас значат такие награды?

Я горжусь. Но этот приз - не моя заслуга, я лишь получал его от лица ОАО «АВТОВАЗ». Особенную благодарность я выражаю команде: LADА Largus - прекрасный автомобиль! Мы видим, что продажи его растут и мы хотим больше его производить. Почему мы их продаем? Во-первых, это очень хороший автомобиль, во-вторых, - качественный. В третьих, - по приемлемой цене. В четвертых, он легок в обслуживании. Эти четыре аспекта воплощены в автомобиле LADA Largus, поэтому я был счастлив получить этот приз. Это одна из тех российских наград, о которых можно сказать, что она настоящая, так как в голосовании принимают участие именно потребители и это делает ее особенной.

В марте доля рынка LADA немного превысила плановый показатель и составила чуть более 16 процентов. Эксперты утверждают, что сейчас рынок оживляется. Топ-25 самых востребованных автомобилей возглавила наша LADA Granta. Скажите, какие у вас прогнозы на дальнейшее укрепление рынка?

Очень сложно оценить, как поведет себя рынок. В начале года мы полагали, что рынок будет таким же, как в прошлом году. Тогда в России было продано около 2,6 миллиона автомобилей. Теперь мы думаем, что в этом году будет продано около 2,4 миллиона автомобилей, что означает снижение на 5 процентов. В случае пессимистического сценария это будет 2,2 миллиона автомобилей, то есть снижение на 10 процентов. Я не могу предсказывать будущее, но могу сказать, что результаты по первым трем месяцам нас разочаровали. Объемы наших продаж не выполнены, так же, как и объемы экспорта.

Хорошие новости с рынка заключаются в том, что мы получаем положительные отклики о LADA Granta. Вчера я прочитал в Интернете, что заказчики довольны этим продуктом. Благодаря LADA Granta хэтчбек мы еще расширим нашу продуктовую линейку. Очень хорошо мы стартовали с новой LADA Kalina. И, как я уже сказал, LADA Largus - тоже успешный автомобиль.

В условиях падающего рынка мы должны быть более активными, активными должны быть и наши дилеры. У меня большие ожидания в отношении нашей команды по сбыту и маркетингу, потому что, если они не будут делать свою работу, мы будем вынуждены останавливать производство автомобилей LADA Granta, Kalina, Priora. А это очень болезненно для людей, мы все будем терять деньги.

Расскажите о работе по расширению дилерской сети в России. Какой регион наиболее активный в части продаж автомобилей LADA?

У нас хорошие дилеры. Я с ними встречался в январе, выслушал много жалоб. Спросил: чем мы можем вам помочь? Им была необходима поддержка в четырех направлениях. Во-первых, дилеры должны получать прибыль, поэтому мы повысили дилерскую маржу. Во-вторых, им была необходима трехгодичная гарантия по ключевым продуктам, чтобы заказчики продолжали обращаться в дилерские центры – мы им ее дали. В-третьих, мы повысили почасовой тариф, которые раньше был менее 500 рублей. Теперь он составляет 1040 рублей в регионах и 1200 рублей в Москве.

И, в-четвертых, мы пообещали дилерам, что будем поставлять запчасти напрямую по той же марже, которую применяем в отношении дистрибьюторских центров.

Еще мы открыли 7 новых дилерских центров. Хотя главное, чтобы продолжали работать существующие центры. У них уже есть наработанные верные клиенты. Легче обучить старого дилера, чем работать с новым. Также я хотел бы сказать, что наиболее успешный для нас регион в России – Поволжский. Это 8 областей, где мы наиболее активны, но нам необходимо развиваться в Москве и Санкт-Петербурге, где объем наших продаж составляет 50 процентов. Наш авторитет будет подорван, если мы не сумеем убедить наших клиентов в этих городах, но с новыми продуктами мы это сделаем.

А какова ситуация с запуском автомобиля LADA Granta хэтчбек?

Автомобиль имеет новый современный дизайн, новый задок, улучшенное качество, улучшенные функции. Это важный автомобиль для компании. Официальный запуск производства запланирован на 14 мая. Я хотел бы поблагодарить Михаила Рябова и его команду, они эффективно работают над подготовкой к запуску. Они должны доказать, что LADA Granta второго поколения превосходит LADA Granta первого. И цена на нее будет конкурентной.

А что сделано в рамках проекта LADA Vesta?

Этот автомобиль наиболее важен для компании. LADA Vesta имеет прекрасный дизайн! Он спроектирован здесь, в Тольятти. Каждое утро я провожу обзорное совещание с командой «Весты». Запуск производства запланирован на конец сентября следующего года. Зачем мы сейчас ведем ежедневный мониторинг? За свою профессиональную карьеру я участвовал в более чем 300 запусках, и знаю, что здесь опаздывать нельзя, поэтому каждое утро мы смотрим, сколько дней до запуска осталось, какова будет цена продажи. Кстати, она будет составлять около 400 тысяч рублей. Автомобиль будем выпускать в четырех комплектациях; на совещаниях мы смотрим, сколько будет стоить каждая. Определяем, что будет входить в состав автомобиля и какова будет стоимость комплектующих для каждой версии, какой объем инвестиций для этого необходим. Пока инвестиции составляют около 6 миллиардов рублей и это большой бюджет для компании. Команда работает эффективно.

А какие преимущества для ОАО «АВТОВАЗ» вы видите сегодня на автомобильном рынке?

Для того, чтобы быть успешными в 2014 году, мы должны отвоевать нашу долю рынка в условиях падения. Во-вторых, мы хотим получить положительный денежный поток и, в-третьих, нам необходимо заработать деньги. В нашем бюджете заложено получение операционной маржинальной прибыли в размере около 6-7 миллиардов рублей. Сегодня эта задача кажется сложной, но сдаваться нельзя.