Восстановление позиций

4 июня 2013|Новости ПАО «АВТОВАЗ»

В 2012 году доля автомобилей LADA на российском рынке составила 19,4 процента (без учета легкого коммерческого транспорта). Этот показатель ОАО «АВТОВАЗ» намерено сохранить и в 2013 году. О том, как крупнейший отечественный автопроизводитель выполняет эти планы, рассказывает вице-президент по продажам и маркетингу Артем Федосов.

Восстановление позиций

– Какова тенденция изменения доли LADA?
– В течение первых четырех месяцев нынешнего года ситуация на авторынке России была нестабильной. Например, в январе и феврале очень хорошо продавались иномарки – дилеры зарубежных брендов, как обычно, активно распродавали стоки прошлого года. В апреле ОАО «АВТОВАЗ» перехватило инициативу – доля LADA в этом месяце выросла почти на 2 процента по сравнению с мартом и составила около 19 процентов.


Стоит отметить, что у автомобилей разных сегментов заметно различается и сезонная активность на рынке. Например, в течение всего лета хорошо продаются наши машины, а для иномарок наступает сезон спокойствия. В конце одного года и начале следующего наши конкуренты начинают предлагать большие скидки, что, естественно, сказывается на покупательском интересе к ним. ОАО «АВТОВАЗ» использует различные акции по привлечению потребителей в начале «своего» сезона – март–апрель.

– Достаточно ли сегодня дилеров LADA в России?
– Ситуация различается и по регионам, и по городам. Например, в Тольятти дилеров достаточно, а вот в Самаре есть «открытые вакансии». Также у нас не хватает дилеров в Северо-Западном регионе страны, подобная ситуация сохраняется и в Сибири. Центр России, Поволжье охвачены сервисно-сбытовой сетью LADA достаточно плотно, потому наши продажи в этих регионах идут неплохо, а доля рынка выше, чем в среднем по стране.


На покрытие территорий дилерской сетью в свое время тоже оказал влияние рынок. Например, в столичном регионе и на северо-западе страны многие наши дилеры переориентировались на работу с зарубежными брендами. Но сейчас мы восстанавливаем свои позиции в этих областях. Так, в марте–апреле нынешнего года мы проводили акцию по автомобилям LADA Granta с АКПП, что позволило увеличить долю продаж этих комплектаций до 20 процентов в общем объеме реализации семейства. Для Санкт-Петербурга мы сделали акцентированное предложение, и здесь на продажи LADA Granta с АКПП пришлось уже 30 процентов.

В 2012 году около 40 компаний вышло из состава дилеров LADA и столько же вошло в нашу сервисно-сбытовую сеть. Так что общее количество не изменилось – сегодня в России 435 дилеров LADA. Наша задача – довести это число до 500. Этот показатель соответствует нашим планам по увеличению продаж и покрытию рынка.

– LADA Granta вот уже восемь месяцев подряд возглавляет продажи как ОАО «АВТОВАЗ», так и всего российского рынка. Как долго может продержаться ее лидерство?
– Думаю, что у LADA Granta еще очень хорошие перспективы, потому что на отечественном рынке это действительно народный автомобиль. Пока что нет ни одного автопроизводителя, готового выпускать подобную по оснащенности и стоимости модель.

– Будет ли новая LADA Kalina успешнее своей предшественницы?
– Мы ожидаем, что новая LADA Kalina будет продаваться не хуже предыдущей версии. У этого автомобиля есть комплектации и сАКПП, что расширяет линейку предложений и добавляет ему конкурентоспособности.

– Как долго еще может продлиться дефицит автомобилей LADA Largus?
– На этот автомобиль пока сохраняется высокий спрос, дилеры ведут предварительную запись. Мы ожидаем, что к осени нынешнего года сможем погасить волну ажиотажа.

Сейчас ОАО «АВТОВАЗ» уже вышло на проектную мощность по производству LADA Largus и ежемесячно выпускает около 5 тысяч автомобилей. К этому моменту дилеры по записи собрали значительные очереди, сейчас они уменьшаются, но еще остаются. Автомобиль очень удачный, в нише универсалов остается вне конкуренции, поэтому спрос на LADA Largus значителен.

- Насколько остра для ОАО «АВТОВАЗ» деятельность «серых» дилеров?
– Можно сказать, что в настоящее время эта проблема уже не имеет такого масштабного характера, как прежде. Есть отдельные компании, которые перепродают автомобили, но занимаются они не только нашими моделями, а любыми бюджетными машинами, на которые существует спрос. Например, в столичном регионе нам известно о многих таких площадках. Если говорить о Самарской области и Тольятти в частности, то здесь активность таких продавцов низка – их продажи невысоки, потому что многие автомобили можно найти у официальных дилеров по рекомендуемой производителем цене.

Как правило, покупка автомобиля у «серого» дилера для потребителя оказывается связанной с дальнейшими неприятностями. Такие продавцы очень часто не предоставляют сервисной книжки или гарантийного талона, а без этих документов нельзя отремонтировать автомобиль по гарантии. Сейчас люди все больше осознают: приобретая автомобиль у «серого» дилера, они оказываются не в равных условиях с теми, кто делает покупку у «официалов».

– Меняется ли отношение потребителей к ОАО «АВТОВАЗ» и его продукции?
– Отношение потребителей к нам серьезно изменилось. В марте 2013 года ОАО «АВТОВАЗ» спросило россиян в Интернете об их восприятии компании, бренда и автомобилей LADA. 57% опрошенных уверены – ОАО «АВТОВАЗ» и бренд LADA меняются к лучшему, а 10% отмечают – улучшения колоссальны. Крупнейшему российскому производителю автомобилей надо продолжать двигаться в этом направлении.

Для улучшения продукта, его сбыта и сервиса мы внедряем подходы, которые приняты у наших партнеров из Альянса Renault–Nissan. Контролируется качество продаж и послепродажного обслуживания, для этого используются методики Renault–Nissan, регулярно проводятся акции «тайный покупатель». По результатам этих проверок принимается решение о премировании того или иного дилера.

Бонусная система отношений с дилерами у нас действует почти три года. Благодаря ней сейчас мы уже можем сравнивать дилеров LADA, Renault и Nissan между собой. Мы рады тем успехам, которые делают наши сервисно-сбытовые компании вместе с нами. Сегодня стремление дилеров LADA стать лучше очевидно.