В интервью «Ведомостям» Карлос Гон рассказал, почему он верит в российский автомобильный рынок, и как будет развиваться ОАО «АВТОВАЗ», ставший членом Альянса Renault-Nissan
В интервью «Ведомостям» Карлос Гон рассказал, почему он верит в российский автомобильный рынок, и как будет развиваться ОАО «АВТОВАЗ», ставший членом Альянса Renault-Nissan
— Вас можно поздравить? Вы впервые стали председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» — в дополнение к аналогичным должностям в Renault и Nissan.
— Мы будем чередоваться с господином гендиректором ОАО «Ростех» Сергеем Чемезовым. Думаю, это в первую очередь символическое назначение, которое подчеркивает, что ОАО «АВТОВАЗ» отныне становится частью Альянса, становится партнером Renault и Nissan и мы должны вести дела с ОАО «АВТОВАЗ» именно как с партнером. Я уже имел возможность сказать господину президенту ОАО «АВТОВАЗ» Игорю Комарову, что он имеет все полномочия и он отвечает за результат компании, а мы здесь — чтобы его поддержать.
— Где кресло председателя совета директоров более комфортно — в Renault, в Nissan или на ОАО «АВТОВАЗ»?
—Это кресло никогда не бывает комфортным: если оно становится для вас комфортным, оно перестает быть вашим. Надо постоянно оставаться сфокусированным. У ОАО «АВТОВАЗ» есть свои проблемы, но есть и огромный потенциал — и, по моему мнению, он еще далеко не реализован. Наша командная задача — ОАО «АВТОВАЗ» совместно с Renault и Nissan — помочь ОАО «АВТОВАЗ» реализовать этот потенциал.
ОАО «АВТОВАЗ» — единственный заметный российский автопроизводитель легковых машин, других нет: у российских производителей 20% рынка, из них 19% — у ОАО «АВТОВАЗ», а 80% — у иностранцев. Быть национальным производителем — это огромное конкурентное преимущество, потому что многие люди захотят купить автомобиль, сделанный компанией из их собственной страны. Немецкие производители имеют огромную долю рынка в Германии, французские — во Франции, японские — в Японии, американские — в США… Так почему Россия должна быть исключением из этого правила? У ОАО «АВТОВАЗ» есть наследие, а нам нужно создать причины, почему люди захотят купить именно LADA. Русские любят LADA, и никто не будет возражать, что LADA — отображение России. Автомобиль должен быть привлекательным и конкурентоспособным, а цель для нас — превратить LADA в растущего лидера российского рынка.
— Последний раз вы были в Тольятти в 2010 году. Много изменений с тех пор увидели на заводе?
— Да. Цех, который я посетил сегодня, — очень современный, он уже работает с хорошей производительностью, и она станет еще выше благодаря новым технологиям. Наша задача — превратить ОАО «АВТОВАЗ» не просто в крупнейшую сборочную площадку страны, но в самый конкурентоспособный завод.
— Renault и Nissan получат контрольный пакет ОАО «АВТОВАЗ» через СП Alliance Rostec Auto BV. Почему вы не купили акции напрямую у «Ростеха», а выбрали схему с совместным предприятием в Нидерландах?
— На мой взгляд, совместное предприятие — это символ долгосрочного сотрудничества между Renault-Nissan и «Ростехом» в интересах ОАО «АВТОВАЗ».
— А зачем вам нужен такой партнер, как «Ростех»?
— «Ростех» был, есть и будет нашим важным партнером. Как вы знаете, это очень влиятельная организация в России, они помогают нам ориентироваться в российской действительности, взаимодействовать с российскими властными структурами. Они очень хорошо ориентируются на российском рынке и помогают нам, когда нам нужны российские таланты — местные менеджеры. Надеюсь, что «Ростех» будет нашим партнером еще очень-очень долго.
— Сделка должна быть закрыта в июне 2014 года. Вы успеваете в срок?
— Абсолютно. Нет никаких причин ее откладывать.
— Когда сделка будет закрыта и Renault-Nissan де-факто превратится в контрольного акционера ОАО «АВТОВАЗ», что изменится для российской компании?
— Абсолютно ничего. Не думаю, что структура акционерного капитала может поменять методы нашей работы. А работаем мы очень просто: Игорь Комаров — руководитель компании, он за все отвечает, и он на своем месте. У него есть команда, которую он собрал. С нашей помощью. Если он нам скажет: «Мне нужен специалист по работе с поставщиками», — мы предложим ему такого человека. И если человек его устроит, он его возьмет. Но за результат отвечает Игорь Комаров. А я поставил перед ним две цели: рыночная доля (мне нужна LADA — лидер российского рынка) и финансовые показатели (у компании должен быть положительный поток наличности даже в условиях наших массивных инвестиций). Конечно, этих целей невозможно добиться, если покупателям не будет нравиться ваш продукт, т. е. у LADA должно быть достойное качество, достойный дизайн и современные технологии.
— LADA имеет хорошую репутацию в Латинской Америке, ее помнят во Франции… Можете ли вы себе представить…
— (Перебивает.) Конечно, у LADA есть экспортный потенциал! Но первоочередная задача — укорениться в России и в сопредельных государствах; LADA должна стать лидирующим брендом Альянса в России. Когда мы добьемся этой цели, мы можем задуматься о международных рынках.
— На протяжении 10 лет Альянс существовал в виде двух компаний — Renault и Nissan, теперь к нему присоединился третий участник — ОАО «АВТОВАЗ». Каких сложностей вы ждете от разросшегося Альянса и какие преимущества надеетесь получить?
— Менеджмент, безусловно, станет более сложным — как и организационная структура. С другой стороны, с появлением нового партнера и мотивация станет выше — равно как и синергия. Все в отношении России очень оптимистичны; вместе — Renault, Nissan и ОАО «АВТОВАЗ» — мы можем сделать отличную работу в России.
— Оптимистичны? Ассоциация европейского бизнеса в России предсказывает 5%-ное падение автомобильного рынка в 2013 году, ОАО «АВТОВАЗ» понизил прогноз своих продаж в 2013 году на 10% по сравнению с прошлым годом. Каковы ваши ожидания от российского рынка?
— Я предпочитаю оценивать рыночную долю, поскольку объем продаж может колебаться. Минимальная доля, которая должна быть у ОАО «АВТОВАЗ», — 20%, а цель — намного выше. Естественно, на это понадобится время. Потому что мы модернизируем производство, перестраиваем организационную структуру, цепочку поставщиков — работы сегодня очень много. Но когда все это будет сделано, мы планируем для ОАО «АВТОВАЗ» гораздо более высокую долю рынка: в сумме для альянса я планирую 40% рынка, у ОАО «АВТОВАЗ» должно быть больше 20%, а остальное заполнят Renault и Nissan. Уже сейчас у Renault почти 8% рынка, Nissan имеет больше 5%. То есть в этом году у альянса будет 32% рынка. С новыми технологиями и новыми продуктами, которые придут в Тольятти и Ижевск, с увеличением производительности труда на этих заводах 40% рынка — это вполне реалистичная цель. Непростая, но реалистичная.
— Некоторые эксперты полагают, что российский рынок в прошлом году уже достиг своего пика — 3 млн. автомобилей – больше в России продаваться не может. Вы с этим, надо полагать, не согласны?
— Да это какая-то шутка! Возьмем фундаментальные показатели. Уровень автомобилизации в России сегодня меньше 300 автомобилей на 1000 человек. Средний показатель по Европе — 500 автомобилей. В Португалии — 500 машин на 1000 человек, в Испании и Италии — более 500 машин на 1000 человек. У меня нет ни секундного сомнения, что уровень автомобилизации в России должен быть не меньше, чем в Португалии, Испании или Италии. Потому что Россия — страна очень большая и очень богатая. Да, демографическая ситуация была не очень хороша, но есть признаки того, что она начинает выправляться. Существуют государственные программы инвестиций в инфраструктуру. То есть могут быть квартальные или даже годовые снижения продаж, но в целом у меня нет сомнений, что тренд — повышательный. Россия обречена на многолетний рост — просто исходя из уровня автомобилизации.
— Назначение бывшего главного дизайнера Volvo Стива Маттина главным дизайнером ОАО «АВТОВАЗ» стало сенсацией. Вы к этому назначению отношение имеете, не пришлось ли вам лично уговаривать Стива заняться российской маркой?
— Нет. Это решение Игоря Комарова. Которое он принял после консультаций с нашими дизайнерами.
— Renault хочет выпускать LCV в России, ведет переговоры с ЗиЛом. Когда будет принято решение?
— Переговоры еще на ранней стадии, мы пока не можем сказать ничего конкретного.
— Renault и Nissan разработали следующее поколение платформы CMF (Common Module Family), на которой будут построены новые Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Renault Megane, Renault C-hatch. Получит ли ОАО «АВТОВАЗ» доступ к этой платформе или ее элементам?
— Да. Теперь, когда ОАО «АВТОВАЗ» стало членом альянса, он может пользоваться всем, что принадлежит альянсу. Мы делимся двигателями, трансмиссиями, платформами…
— Российское правительство собирается обложить утилизационным сбором всех автопроизводителей, а не только импортеров. Как вы к этому относитесь?
— Каждый раз, когда меняются правила, мы задумываемся, как мы можем конкурировать в новых условиях. Новые правила защищают российские компании — что хорошо для ОАО «АВТОВАЗ», — а также других производителей, развернувших производство в России. Что честно — практически все это делают, пытаясь защитить инвестиции и рабочие места в своих странах.
— А что вы думаете о глобальном автомобильном рынке? Какую помощь и кто может оказать автопроизводителям?
— В глобальном масштабе наша индустрия развивается хорошо: 2013 г. обещает стать очередным рекордным годом — должно быть выпущено более 81 млн автомобилей. Но какие-то рынки растут, какие-то — падают. Этот рекорд будет установлен при падающем европейском рынке и нестабильном японском.
Думаю, помощь извне автопроизводителям не нужна — они адаптируются от рынка к рынку. Большинство из производителей уже глобальные игроки, и если на каком-то рынке падение, они могут компенсировать его за счет растущих рынков.
или выберите из списка:
Округ
Регион
Город